Александра Маринина: «Жизнь организована по мужским правилам»

01
Сен
Александра Маринина: «Жизнь организована по мужским правилам»

Автор популярных детективов уверена: женщина всегда сможет найти свое место даже в традиционно мужской профессии — были бы терпение и трудолюбие. И верная цель.

Александра Маринина: «Жизнь организована по мужским правилам»
 «Лиза»: Каменская, пожалуй, самый популярный ваш персонаж. Это сильная женщина, которая сумела утвердиться в мире мужчин. Как ей это удалось?

Александра: Вообще-то вся наша жизнь организована по мужским правилам, но есть разные коллективы. Коллективы, как известно, бывают сбалансированными, а бывают мужскими или женскими. Таким образом, задача «утвердиться в жизни» не равна задаче «утвердиться в коллективе». Моя героиня должна была именно в мужском коллективе и в традиционно мужской профессии доказать, что она умеет работать и заслуживает уважения. Как ей это удалось? Долгие годы терпения плюс трудолюбие. Не нужно рваться к цели всеми доступными методами, это никогда не приводит к нужному результату. Но самое главное — правильно сформулировать эту самую цель. Можно поставить перед собой цель «добиться уважения, признания и повышения в должности», и это будет неправильным. А можно сформулировать иначе: «Хочу, чтобы мне дали возможность с полной отдачей заниматься любимым делом». Чувствуете разницу? От того, как вы сформулируете цель, зависит и ваше отношение ко всем событиям, происходящим на пути движения к цели. А ваше отношение — это ваши реакции, ваше настроение и ваше поведение. Утверждаться нигде не нужно вообще, это все равно что пытаться насильственно заставить кого-то любить и уважать себя. Это ужасно глупо. Такой постановкой цели вы словно перекладываете ответственность на других людей: вы меня любите, вы меня уважайте, а если не любите и не уважаете, то… И так далее. Не утверждайтесь. Просто старайтесь так организовать жизнь, чтобы иметь возможность заниматься тем, что вам действительно интересно, тем, во что вы с удовольствием вкладываете душу и ум. И все остальное автоматически пристроится к этому.

Л.: А в глубине души — неужели Каменская не слабая и не ранимая?

А.: Конечно! Но эти качества абсолютно не мешают человеку заниматься своим делом, если он любит его и хорошо знает. Они помешали бы именно утверждаться, но Настя, повторяю, не утверждается. Она просто отстаивает право быть собой.

Л.: Исполнила вашего персонажа Елена Яковлева. Можно ли ее назвать «идеальной Каменской»?

А.: Ничего идеального в нашем мире нет и быть не может. И не может быть никакой «идеальной Каменской», потому что каждый из нас читает один и тот же текст своими глазами, а в этих глазах — весь предыдущий опыт, все пережитые события и впечатления, все радости и горести. У каждого этот набор свой, так же, как и представления о красивом и некрасивом. Даже понятие «блондинка» у каждого человека собственное! После выхода первого сезона «Каменской» я получила письмо, где было написано: «Почему на эту роль выбрали Яковлеву? Она же совершенно не похожа на вас!» Я долго хохотала. Почему Каменская должна быть похожа на меня? Где это написано? С чего автор письма это взял? Внешность Каменской достаточно подробно описана в первых моих книгах, и ничего общего, кроме высокого роста, у нас с ней нет. А вот человек прочитал этот текст именно так… На всех не угодишь.
Александра Маринина: «Жизнь организована по мужским правилам»
На встречи приходят читатели самых разных возрастов

Л.: В течение нескольких лет вы боролись с депрессией. Получается, во власти личного кризиса может оказаться каждый?

А.: Личные кризисы — совершенно естественные этапы нашей жизни, не нужно их бояться, впадать в панику и срочно хвататься за таблетки или еще какую-нибудь гадость типа алкоголя. Любой кризис — это, во-первых, нормально, а во-вторых — полезно, потому что дает человеку возможность и повод остановиться, перевести дыхание и перенастроить мозги. Кризис означает только одно: тот путь, по которому ты шел, завел в тупик, нужно осмотреться, поискать выход, вернуться назад и выбрать другую дорогу. Если человек дошел до тупика, а в кризис не впал, ничего не почувствовал, значит он так и будет стоять в этом тупике и тихо удивляться: почему же ничего не происходит? Почему я больше не двигаюсь вперед? Если же он не «тихо удивляется», а впадает в отчаяние, значит он почувствовал, что наступил кризис, и это очень хорошо. Чем острее почувствуешь, тем быстрее побежишь назад, к той развилке, от которой можно начать движение по другой тропинке.

Л.: Как же преодолеть кризис?

А.: Рецептов много. Могу поделиться только тем, который использую сама: начать заниматься чем-то совершенно новым для себя. Не в смысле выбора новой профессии (хотя это было бы очень хорошо, но у человека в состоянии кризиса обычно на это не хватает сил), а в смысле какого-нибудь дополнительного занятия. Начать учить новый иностранный язык, складывать большие пазлы, вышивать крестиком (если раньше не вышивали), обу­чаться игре на музыкальном инструменте, танцевать, выпиливать лобзиком… Да все что угодно, лишь бы это было новое для вашей головы и ваших рук занятие. Любое новое занятие мгновенно перенастраивает работу мозга, и очень скоро вы заметите, что ваше отношение ко многим вещам начинает меняться. То, что раньше приводило в восторг, оставляет равнодушным, а то, что вызывало дикое раздражение или огорчение, воспринимается спокойно и отстраненно.

Л.: Вас часто сравнивали с Дарьей Донцовой…

А.: Сравнивать нельзя вообще никого и ничего, это полная глупость. Единственное сравнение, которое имеет право на существование, это сравнение себя сегодняшнего с собой вчерашним. Из такого сравнения можно извлечь полезную информацию и сделать выводы. Все остальные сравнения — тупая попытка манипулирования сознанием людей с целью породить у них чувство вины или чувство неполноценности.

Л.: Нередко авторов жанровых книг (детективов, фэнтези, любовных романов) обвиняют в том, что на них работают «литературные негры». Такое явление действительно существует?

А.: Нет, это бред. Существуют проекты. Рабы — это люди, которых привязывают цепями в подвалах и заставляют работать бесплатно, присваивая результаты их труда. Где вы это видели? Проекты — совсем другое дело. В них пишущие люди добровольно соглашаются работать, причем за приличные деньги, подписывают договор с издательством, никакого обмана и принуждения, все прозрачно. Да, такие проекты существуют, это правда. Весьма возможно, что есть и авторы, которые сделали себе имя и добились известности, когда писали в одиночку, но со временем стали прибегать к услугам таких помощников, хотя результаты этого творчества по-прежнему издаются под единственным именем. Допускаю, что такое может быть, но и в этом случае все прозрачно и труд помощников должным образом оплачивается, так что ни о каком «рабстве» речи быть не может.

Текст: Владимир Коркунов

Последнее ТВ-интервью

21.04.17, телепередача "СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ"

Новинка!


Мы в социальных сетях