Александра Маринина: «Я очень люблю Германию и её жителей!»

28
Сен
Александра Маринина: «Я очень люблю Германию и её жителей!»

Александра Маринина (настоящее имя — Алексеева Марина Анатольевна) родилась 16 июня 1957 г. во Львове. В 1979 г. закончила юридический факультет МГУ и получила распределение в Академию МВД СССР. Служебную карьеру начала с должности лаборанта, в 1980 г. была назначена на должность научного сотрудника, получила звание лейтенанта милиции. Занималась изучением личности преступника с аномалиями психики, а также преступника, совершившего повторные насильственные преступления. В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Личность осужденного за насильственные преступления и предупреждение специального рецидива». С 1987 г. занималась анализом и прогнозированием преступности. Имеет более 30 научных трудов, в том числе, монографию «Crime and Crime Prevention in Moscow», изданную Римским межрегиональным институтом ООН по проблемам преступности и правосудия (UNICRI). В феврале 1998 г. вышла в отставку в звании подполковника милиции. В 1991 г. с публикации в журнале «Милиция» детективной повести «Шестикрылый серафим», написанной в соавторстве с коллегой по службе А. Горкиным, началась литературная деятельность А. Марининой.

Начиная с 1992 г., А. Маринина создала цикл детективных романов, основным персонажем которых стала оперуполномоченный Московского уголовного розыска Анастасия Каменская. Кроме того, ею были написаны многочисленные прозаические произведения в разных жанрах, наиболее значимым из которых (для автора) является семейная сага «Тот, кто знает», а также несколько пьес. С 1998 года произведения А. Марининой стали переводиться и издаваться в более чем в 25 странах мира, в т.ч. и на немецком языке (9 книг в переводе Наташи Водин). В 1995 г. Марининой присуждена премия МВД России за лучшее произведение о работе российской милиции (за книги «Смерть ради смерти» и «Игра на чужом поле»). В 1998 г. на Московской международной книжной ярмарке А. Маринина признана «Писателем года» как автор, книги которого в 1997 г. были проданы наибольшим тиражом. В 2006 г. отмечена премией «Писатель десятилетия». В 1998 г. А. Маринина стала лауреатом премии журнала «Огонек» в номинации «Успех года».

Журнал «Культ личностей» (№1, 1998 г.) назвал Марину Алексееву в числе 25-ти наиболее влиятельных людей страны, отметив при этом, что «огромные тиражи детективов Александры Марининой (М. А. Алексеевой) раскупаются мгновенно – что фактически делает ее властительницей миллионов умов. И она ненавязчиво внедряет в них идеи демократии, умеренного феминизма и коррумпированности власти». В 2005 году среди многочисленных наград и премий А. Маринина удостоена национальной премии общественного признания «Олимпия» как женщина, чьё литературное творчество стало ярким событием российской культуры.

Цикл романов А. Марининой об Анастасии Каменской начали экранизировать в 1999-ом году. По мотивам 28 произведений было создано шесть телевизионных сериалов «Каменская», которые демонстрировались по национальному российскому телевидению, а также в Латвии, Украине, Германии, Франции.

Сегодня Александра Маринина – гостья нашего журнала.

— Марина Анатольевна, Вы родились во Львове, а затем до 1971 года жили в Ленинграде. Чем был вызван переезд из Украины в Россию?

— Это – не совсем так: мои родители познакомились и поженились в Ленинграде. А моя мама уехала рожать туда, где жила её мама как все молодые женщины стараются быть в этот момент поближе к маме…

— Насколько известно, в детстве Вы много читали. Какие авторы и книги Вам нравились больше всего?

— Читала самостоятельно с 3 лет, сначала народные сказки (но их я никогда не любила), потом – авторские – Волков, Перро, братья Гримм, Андерсен, Губарев. Пока не «достала» до полки с Мопассаном и Куприным. Лет до 13–14 с упоением читала «взрослое про любовь», потом «подсела» на фантастику – и русскую, и переводную.

— Обычно детей отдают в какие-либо кружки или секции. В Вашем случае это была музыкальная школа. Удалось ли Вам добиться каких-либо успехов на музыкальном поприще?

— Кроме музыкальной школы, была еще учительница английского (с 5 лет до школы), и шахматная секция. Музыкой я занималась с удовольствием, и продолжаю это делать и сейчас. Хотя никаких разговоров и мыслей о карьере на этом поприще в семье не было. Меня просто старались «разносторонне развить».

— Ваши родители – юристы, поэтому выбор профессии был очевиден, но в старших классах Вы захотели стать кинокритиком. Что всё же перетянуло весы в сторону юриспруденции?

— Не кинокритиком, а киноведом. Я никого и никогда не хотела критиковать, мне хотелось анализировать и разбирать. Об этой профессии я мечтала до 9-го класса и очень серьезно к ней готовилась. А в 9-м классе, после смерти отца, передумала и поняла, что юриспруденция мне все-таки интереснее.

— В советское время было не очень много женщин-писателей (я имею в виду прозаиков). Как Вы думаете, чем это вызвано?

— Если бы их издавали… Но их не издавали. В советское время женщинам кое-что позволялось в тех профессиях, которые для себя, любимых, облюбовали мужчины, но за рамками этого «кое-что» уже горел красный сигнал. Чтобы тебя издавали, нужно было быть членом КПСС, членом Союза писателей и иметь хорошие связи, не говоря уж о том, что нужно было писать «идеологически выдержанно», то есть правильно, про борьбу хорошего с лучшим и перевыполнение плана. Женщинам про такое писать было категорически не интересно, они больше любили рассказывать про отношения и переживания, а такая тематика борьбе за коммунистическое будущее не помогала, поэтому считалась бесполезной.

— Первую книгу «Шестикрылый Серафим» Вы написали совместно с коллегой Александром Горкиным. Что послужило толчком к её написанию?

— Захотелось развлечься. У Александра был собран для диссертации большой материал о наркотиках, и он предложил мне вместе с ним написать научно-популярную брошюру. А я ответила, что писать научпоп (научно-популярная литература) мне скучно, и предложила попробовать худлит (художественная литература). Вот мы и попробовали.

— Многие писатели по разным причинам берут псевдонимы. Чем это было продиктовано в Вашем случае?

— Я ведь служила в МВД, носила погоны и собиралась служить еще долго, хотела сделать карьеру. Разумеется, мне было страшно писать довольно нелицеприятные вещи о своих начальниках, поэтому совершенно естественно, что я предпочла спрятаться за псевдонимом.

— Вы стали первой женщиной в современной России, которая начала писать детективы. Как Вы отнеслись к тому, что после Вас появилось несметное количество дам, которые тоже работают в этом жанре?

— Я очень рада, искренне рада, что следом за мной пришли другие женщины-авторы, которые пользуются любовью читателей и популярностью. И сам факт существования такого множества других авторов-женщин равносилен самой высокой оценке моей собственной работы. Логика здесь очень простая: издатель никогда не будет работать в ущерб своему карману, он издает только то, что сможет гарантированно продать, покрыть вложения и получить прибыль. И женщин-авторов в нашей стране не издавали ровно до тех пор, пока одно издательство не рискнуло и не напечатало мои книги. Результат этого эксперимента оказался таков, что все поверили: женщины умеют писать интересно и увлекательно, и их произведения будут востребованы. Так что повторюсь: меня очень радует, что за мной пришли другие авторы, и их так много.

— В одной из телепрограмм представитель Вашего издательства сказал, что Вас нельзя торопить, но существуют же какие-то сроки сдачи книг?

— Никаких сроков не существует. Сроки есть только у тех, кто хочет получить аванс и поэтому подписывает договор заказа. Я никогда в жизни этого не делала. Слово «аванс», – не для меня, я принципиально не могу взять деньги за ту работу, которую еще не сделала. Поэтому и договор заказа никогда не подписывала. А коль нет договора – то нет и сроков. Я заключаю договор только уже на написанную и сданную в издательство рукопись.

— Вы идёте в ногу со временем: у Вас есть официальный сайт и аккаунт в одной из популярных соцсетей, благодаря чему можно общаться с читателями и поклонниками. Нет ли тут опасности в том, что кто-то из них «перейдёт черту», позволив себе некую фамильярность?

— Опасность есть, безусловно, и она довольно часто становится реальностью. Приходится сталкиваться и с фамильярностью, и с оскорблениями, и с письмами душевнобольных, и с просьбами «прочитать и оценить» чье-то произведение. Но это нормально. Все эти вещи — обычные проявления жизни «как она есть». Так устроен мир, что в нем есть и вежливые интеллигенты, и оголтелые оборзевшие хамы. Если я начну искусственно ограничивать свои контакты и избегать всего негативного и неприятного, то очень скоро окажется, что я живу в башне из слоновой кости и полностью утратила связь с реальной жизнью. Да, я, может быть, получу меньше оскорблений и плевков в лицо, но это может привести к тому, что я буду оторвана от мира, не выдуманного, а настоящего.

— Многие люди, выходя на пенсию, начинают писать и даже издавать свои «опусы». Насколько это хорошо или плохо?

— А что в этом плохого может быть? Если человек хочет рассказать свою историю или поделиться собственными мыслями, то этому можно только радоваться. Не может быть такой книги, которая не нужна и не интересна НИКОМУ. Хоть одному человеку – да принесет или радость, или пользу. А если кому-то удалось принести радость или помочь другому, пусть этот другой, даже всего один, значит, все было не напрасно.

— Вы сейчас находитесь в Германии. Какое впечатление произвела на Вас эта страна и люди, живущие в ней?

— Я очень люблю Германию и её жителей. Мне довелось много поездить по Европе, но нигде я не чувствую себя так хорошо, как здесь. Объяснения этому чувству у меня нет, но, тем не менее, уже 15 лет каждый год я провожу здесь от полутора до трех месяцев. Мне здесь нравится все, начиная от людей и заканчивая крокусами, расцветающими в марте на Lichtentaler-Allee в Баден-Бадене.

Александра Маринина

Беседовал Евгений Кудряц

Последнее ТВ-интервью

21.04.17, телепередача "СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ"

Новинка!


Мы в социальных сетях