«Крылатые качели летят, летят, летят…»

22
Фев
«Крылатые качели летят, летят, летят…»

#ПроектНароднаяКнигаБыли90х

«Крылатые качели летят, летят, летят…» — пелось в популярном телефильме о приключениях Электроника. В те далекие доперестроечные годы образ качелей ассоциировался почти у всех с восторгом и свободой, от которых захватывало дух.

Но пришли 90-е, и мы эти самые «качели» прочувствовали на собственной шкуре. Ох, и накачались же мы! До головокружения, до тошноты…

Сверху – вниз, снизу – вверх! Спортсмен становится богатым банкиром, не умеющим выгодно и безопасно вложить деньги (Елена, «Коммерческий турнир»), талантливый ученый, руководитель научной группы, превращается чуть ли не в бомжа, искалеченный и обобранный самыми близкими (Александр Филичкин, «Кооперативы», Сергей Николаевич, «Мы»). Накопления сгорают в один день: вчера продал квартиру, а сегодня этих денег хватает лишь на пару кроссовок (Рита Волкова, «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь…»), а месячная пенсия вдруг превращается в однодневное пособие (Владимир Шнейдер, «Такое уж было время»).

Каждый день приносил либо удивительную новость, вселявшую оптимизм, либо ввергал в пучину отчаяния (Владимир Шнейдер, «Такое уж было время…», Елена Стазаева, «Был покос, да пришел мороз»). Первый доверчивый восторг от ваучеризации сменился разочарованием: ощутимую выгоду получили только самые предприимчивые, сообразившие, что ваучеры нужно скупать у населения. А те, кто на свой единственный ваучер надеялся получить причитающийся кусочек народного достояния, так ничего и не дождались (Ирина Торгашева, «Из тургеневской девушки в стерву», Елена Стазаева, «Был покос, да пришел мороз»), Владимир Шнейдер, «Такое уж было время…»).

Вверх – вниз, от надежды – к отчаянию с остановкой посередине в пункте «растерянность». Эта самая растерянность, незнание, что делать и как приладить себя к новым условиям жизни, оказалась той самой точкой, от которой либо пытаешься карабкаться вверх и выжить, либо катишься в скуку, пьянство и наркотики (Александр Филичкин, «Кооперативы», Сергей Николаевич, «Мы», Елена Хорват «Соль», Светлана, «Путь в профессию», Ирина Торгашева, «Из тургеневской девушки в стерву»).

И еще одна яркая примета начала 1990-х, подмеченная авторами: воспитанная советским режимом, но, впрочем, упомянутая еще классиками девятнадцатого века святая вера в печатное слово и вообще во все, что говорят средства массовой информации. Ставшие невероятно популярными объявления в газетах о поиске знакомств у большинства не вызывали даже крохи разумного сомнения: ну как же, в газете ведь напечатали, значит, правда! И вредных привычек нет, и материально независим, и семью создать хочет. Сколько наших соотечественников попалось в лапы брачных аферистов и аферисток! (Елена Здорик, «Эгоист»). А реклама? Чего только она не обещала! И горы денег, и райское наслаждение, и мгновенное избавление (Рита Волкова, «Налево пойдешь…»).

И еще одна примета того времени: люди безоглядно верили не только в очень хорошее, но и в ужасное. Неизвестно, правда или нет, что в кафе для дальнобойщиков кормили человеческим мясом (Рита Волкова, «Налево пойдешь…»), да это и неважно. Важно, что верили. Верили, потому что знали: да, такое возможно, да, среди нас есть люди, которые на такое способны. Вот что страшно.

Источник

Tags:  

Последнее ТВ-интервью

21.04.17, телепередача "СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ"

Новинка!


Мы в социальных сетях